Консолидация мировой табачной отрасли практически завершилась. Теперь четыре крупнейшие корпорации будут делить развивающиеся рынки, пишет “Эксперт».
Между тем борьба за здоровый образ жизни, включая запрет курения в общественных местах и устрашающие иллюстрации на пачках сигарет, дает неплохие результаты. Число курильщиков постепенно снижается во всем мире. Не только продавать, но и продвигать табачную продукцию становится все сложнее. Красноречивый пример: на прошлой неделе британский минздрав предложил запретить какие бы то ни было логотипы на сигаретных пачках и посоветовал сделать их черно-белыми.
Тенденция очевидна: рост табачных корпораций на развитых рынках замедлился. И дело не только в борьбе с курением. Замедление вызвано еще и тем, что фактически завершилась продолжавшаяся около 5 лет консолидация самой табачной отрасли. На мировом рынке действуют 4 главных игрока: Japan Tobacco, British American Tobacco, Philip Morris International, Imperial Tobacco.
За исключением практически закрытого Китая данные компании доминируют на рынках большинства стран. Свободных активов для покупок в развитых государствах практически не осталось. Единственной возможностью для серьезного роста остается расширение бизнеса в развивающихся странах, прежде всего в Азии и Восточной Европе, где табачный рынок регулируется значительно слабее.
Самым привлекательным по-прежнему остается Китай. Но даже если в ближайшее время он будет открыт для внешних поглощений, международным корпорациям придется столкнуться с большими сложностями при продвижении своих брендов. Недавно китайское правительство приняло Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком: к 2012 году в стране планируется запретить всю рекламу табачных изделий.