Казалось бы, табакокурению в нашей стране объявлена самая настоящая война. В апреле Россия присоединилась к антитабачной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), цель которой превратить курение в чрезвычайно дорогую и непопулярную привычку. Казалось бы, все хорошо, да вот только на практике дело зачастую обстоит с точностью до наоборот.

Во вторник представители организаций и обществ защиты прав потребителей пытались убедить общественность, что никакими серьезными последствиями в ближайшие годы для производителей табачных изделий присоединение к конвенции ВОЗ не грозит. Слишком уж либерально наше законодательство к «торговцам смертью».
Взять хотя бы техрегламент на табачную продукцию (документ, заменяющий собой ГОСТ), принятый в первом чтении предыдущим составом Госдумы. Изначально обсуждался запрет на употребление терминов «легкие» или «суперлегкие» в отношении табачных изделий. Ведь это по сути прямой обман потребителей. «Легкие» сигареты так же вредны, как и обычные, но у курильщика складывается обманчивая иллюзия обратного.
Тем не менее почему-то этот пункт так и не был включен в техрегламент. Табачное лобби, мягко говоря, убедило депутатов, что это всего лишь словесное обозначение информации о пониженном содержании смол и никотина, которая также наносится на пачку. А то, что подобная уловка по сути провоцирует курильщика на покупку, хитрые табачники предпочитают не замечать.
Впрочем, Россия в этом отношении не одинока.
— Использовать на пачках термин «легкие сигареты» пока можно практически везде. Скажем, в Америке и в Евросоюзе подобных запретов нет. Но рано или поздно все страны, подписавшие конвенцию, обязаны будут их ввести, — рассказал «Известиям» главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Королев.
Серьезные нарекания вызывает и действующий закон «Об ограничении курения табака». Как ни парадоксально, этот документ вовсе не запрещает курить в общественных местах, включая даже лечебные и образовательные учреждения. Дыми себе «на здоровье», но только в «специально отведенном месте».
— Таким образом, по законодательству можно курить даже в школах, где висит надпись «Место для курения», — возмущаются в Открытом институте здоровья.
Табачники, конечно, на это возражают, что именно они в первую очередь выступают против распространения вредной привычки среди детей и подростков. Но и тут эксперты видят немалую толику лукавства. Так, например, небезызвестные слоганы «Мы не продаем никотин детям до 18 лет» и «Курение — выбор взрослого человека» зачастую оказывают прямо противоположное действие на «целевую аудиторию». Ну согласитесь, какой подросток не хочет поскорее стать взрослым и приобщиться ко всем «радостям» взрослой жизни?
А некоторые компании под видом социальной рекламы преследуют маркетинговые цели. Поговаривают, что один из производителей сигарет специально придумал слоган «Безвредных сигарет не бывает», предупреждающий о вреде «легкого» и «суперлегкого» табака после того, как потерял свою долю на этом сегменте рынка.