В мае этого года российский Минюст зарегистрировал очередную правительственную инициативу, касающуюся борьбы с курением. Теперь производители сигарет должны будут наносить на упаковки рисунки о вреде никотина. Это лишь первый шаг комплексной программы. В Минздраве заявляют, что в дальнейшем планируется запретить рекламу табачный изделий, в том числе выкладку сигарет на торговых витринах и стендах, ввести запрет на промо-акции, предусматривающие бесплатную раздачу сигарет и скидки при покупке продукции.

В обозримой перспективе начнут действовать и ограничения на реализацию табачной продукции. Курение на рабочих местах, на привокзальных площадях и рынках будет также запрещено. Эксперты Минздрава считают такие кардинальные меры эффективными. По предварительным оценкам, количество курильщиков в России сократится на 15 процентов. Так ли?
Антитабачная компания массово стартовала еще со времен перестройки, когда сигареты стали дефицитом. Высокие штрафы за курение в общественных местах не останавливают россиян. Равно, как и предупреждения о том, что курение чревато онкологическими заболеваниями. Анализируя статистику и реалии последнего десятилетия, можно смело утверждать, что все мероприятия оказались напрасными. Потому что количество курильщиков стремительно растет.
Обратимся к конкретным цифрам. По данным Роспотребнадзора, за два десятилетия количество курящих россиян возросло почти на полмиллиона человек. В 2000-х отчетливо прослеживается тенденция к росту потребляемого объема никотина. Ежегодно жители России выкуривают почти 450 миллиардов штук сигарет.
Выходит, что запреты дают обратный ожидаемому результат. Почему? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости: «Запретный плод сладок». Многие европейские страны проводят антитабачные кампании по принципу «кнута и пряника». В России же пока есть только «кнут» в виде сплошных табу. Но при этом реально отсутствуют действенные стимулы, которые побудили бы курильщика со стажем отказаться от вредной привычки. Очевидно, необходимо искать решение проблемы, двигаясь в этом направлении.
И еще. Статистика показывает, что возраст курильщиков стремительно омолаживается. Поэтому разъяснительную работу и другие мероприятия нужно проводить еще в школе. Ведь гораздо проще предупредить явление, чем искоренить его последствия.