![]() |
Родился: 29.01.1890 Умер: 30.05.1960 года, прожив 70 лет Предположительная причина смерти: Рак легких |
«Великая судьба – великое рабство» Сенека.
Талант, дарованный свыше, как предначертание, не оставляющее гению права выбора: жизнь по-настоящему талантливых людей неразрывно связана с даром, служить которому им суждено. Но не только в этом рабство великих. Гении, как правило, более уязвимы, менее приспособлены в повседневной жизни. А потому многие из них нередко становятся рабами маленьких слабостей, дающих возможность хоть на толику отрешиться от земной суеты, превращающихся зачастую в пагубные пристрастия.
Жизнь Бориса Пастернака – яркая иллюстрация этому утверждению. Его творчество, отмеченное Нобелевской премией, поражает самобытностью, свежестью. Творения полувековой выдержки ничуть не потеряли актуальности сегодня: изучаются школьниками в курсе русской литературы, расходятся на цитаты, перепеваются поп- и рок-звёздами. «Свеча горела на столе, свеча горела…» Но мало кто знает, что наряду со свечой горел — не угасал огонёк папиросы в руках поэта.
Жизнь Бориса Пастернака началась в интеллигентной еврейской семье. Гениальность, разносторонняя одарённость Бориса была очевидна с раннего детства. Он единственный ученик, окончивший гимназию круглым отличником. Родители пророчили сыну карьеру музыканта и у них были на то все основания. Великий Скрябин лестно отозвался о музыкальном даровании маленького Пастернака. Однако Борис избрал другой путь: его увлекли литература и философия. Пастернак получил блестящее образование: юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, а затем университет в Марбурге. Но именно в период студенчества Пастернак пристрастился к курению. Нет, это ещё не то пристрастие, которое затягивает и порабощает волю поэта. Современники вспоминают, что Пастернак не был в молодости заядлым курильщиком: он мог вполне безболезненно обходиться и без сигареты в течение длительного времени. Но, увы, рано или поздно возвращался к курению снова и снова.
Судьба, так щедро наградившая Пастернака талантами, не всегда была благосклонна к нему. Да и само время, в которое пришлось творить поэту, было тревожным и богатым на катаклизмы. Революция и 3 войны, эмиграция родителей, разрыв с 2-мя жёнами, опала и непризнание. Видимо, не раз и не два за этот период Пастернак тянулся к портсигару, хотя и понимал, насколько это пагубно и неразумно. Его стихи красноречиво говорят, какого мнения о курении был поэт:
На десятой сигаре,
Тряхнув театральною дверью,
Побледневший курильщик
Выходит
На воздух,
Во тьму.
Хорошо б отдышаться!
Бабах…
И — как лошади прерий —
Табуном,
Врассыпную —
И сразу легчает ему.
За сигарой сигару куря,
В вестибюле дуреет
Дружинник
С фитильною бомбой.
Трут во рту.
Он сосет эту дрянь,
Как запал фонаря.
Эта самая «дрянь» и поработила поэта. В одном из писем родным за границу в 1937 году он пишет: «Еще бы только окончательно бросить куренье, хотя теперь я курю не больше шести папирос в день».
Курение ли, нервные ли потрясения, связанные со шквалом критики на роман «Доктор Живаго» со стороны властей, становится причиной инфаркта миокарда в 1959 году. Эта болезнь очень многое перевернула в жизни и творчестве поэта, заставила пересмотреть отношение к собственному здоровью. Но
Великая судьба – великое рабство. Да, это так! Но прискорбно видеть, как великая жизнь угасает в плену табачного дыма, как папироса становится главным препятствием на пути к великим свершениям.
Свеча сгорела… А пусть бы погорела ещё на радость нам, благодарным читателям!